Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 13 Next Page
Page Background

Деятельность Советского государства по награждению мусульман

Гуманитарный вестник

# 4·2016 7

гром агрессора, то остальных мусульман награждали за боевые и

трудовые подвиги, а не за религиозную активность. Безусловно, од-

ной из основ самоотверженности простых мусульман была их вера.

С нашей точки зрения, последний момент очень важен, так как веро-

исповедание, в отличие от национальности, не отражалось в наград-

ных документах и тем самым не вносило в статистику награждений

соответствующую информацию. Поэтому сегодня невозможно точно

сказать, сколько буддистов, иудеев, мусульман и христиан было

награждено государственными наградами СССР за подвиги в годы

Великой Отечественной войны. Можно лишь говорить, сколько

представителей тех или иных народов, традиционно исповедующих

какую-либо религию, удостаивались этих наград.

Количество поощрений государством руководителей лидеров

РПЦ, а также более лояльное отношение к активности руководителей

и прихожан РПЦ, вызывало обеспокоенность у представителей

СДРК. Так, в феврале 1945 г. уполномоченный по Саратовской обла-

сти докладывал Председателю СДРК И.В. Полянскому, что ситуация

напоминает верующим положение, когда РПЦ пользовалась особыми

привилегиями до 1917 г. [26, л. 97–98].

Тем не менее в «Справке о положении религиозных культов в

СССР и их состоянии (кроме русской православной церкви)», подпи-

санной заместителем Председателя СДРК В.И. Гостевым в июне

1957 г., говорится: «В числе награжденных правительством Совет-

ского Союза орденами и медалями десятки и сотни тысяч граждан

являются верующими того или иного вероисповедания. Правитель-

ство высоко оценило патриотическую работу некоторых руководите-

лей религиозных центров в СССР и наградило их высокой награ-

дой — орденом Трудового Красного Знамени. Например, в 1955

г.

Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудового

Красного Знамени председателя Духовного управления мусульман

Средней Азии и Казахстана муфтия Ишана Бабахана ибн Абдулмад-

житхана, ныне умершего» [27, л. 141]. При этом В.И. Гостева ни-

сколько не смутило то, что между награждениями муфтия И. Бабаха-

на и патриарха Алексия I прошло 9 лет.

Несмотря на большую патриотическую работу, проделанную ру-

ководителями духовных управлений мусульман, непросто складыва-

лась ситуация с оказанием почестей религиозным лидерам в главный

праздник страны — День Победы. Так, в «Докладной записке

Г.Г. Карпова В.М. Молотову об участии иерархов Русской право-

славной церкви в параде Победы» от 20 июня 1945 г. предлагалось

дать возможность патриарху Алексию I, митрополиту Николаю, ар-

хиепископу Виталию, священникам Николаю Колчицкому и Алек-

сандру Смирнову присутствовать во время парада и демонстрации на