Previous Page  9 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 18 Next Page
Page Background

Время написания Жития Александра Невского

Гуманитарный вестник

# 3·2016 9

сцена поединка с вражеским предводителем оставлена. Если предпо-

ложить, что именно Сказание о Довмонте послужило основой для

Жития Александра Невского, то появление сюжета «о храбрых му-

жах» в последнем вызвано необходимостью обосновать претензии на

то, что описание Невской битвы составлено со слов очевидцев, а не

является заимствованием.

Еще один аргумент первичности Сказания усматривается в цити-

ровании мотивов вражеского вторжения. Целью нападения на Псков

вражеского войска под руководством «мастера земли Рижской» было

«пленение» города [27, Псковская вторая летопись, л. 164 об.]. Задача

покорения Пскова с целью обеспечения безопасности Ливонии озвуче-

на и в Ливонской рифмованной хронике [25, стихи 07677–07681]. Ана-

логичную мысль высказывает и Житие, говоря о намерениях «короля

части Римской» — «пленение земли Александровой» [10, л. 168 об.].

Возникает вопрос: откуда автор Жития Александра мог знать о планах

врага, если они даже не вступили в пределы Новгородских владений

(ближайший к месту сражения новгородский форпост Орешек был ос-

нован только в 1323 г.) и не совершили никаких враждебных действий?

Только если скопировал этот сюжет из Сказания.

Определяющее значение для признания вторичности Жития по

отношению к Сказанию имеет сравнение того, как в них описывают-

ся молитвы перед боем и обращение князя к дружине. Довмонт, как и

следует псковскому князю, призывает «постоять за святую Троицу».

Александр почему-то тоже «уповает на святую Троицу

» 1 .

Но, в отли-

чие от псковичей, новгородцы клялись святой Софией.

В Сказании святая Троица упоминается шестнадцать (!) раз. Свя-

тая София (но не самостоятельно, а вместе со святой Троицей) —

один раз в описании Раковорской битвы, поскольку в ней участвова-

ли и новгородцы. А в изначальном тексте Жития по Лаврентьевской

летописи святая София вообще не упоминается. Следовательно, ав-

тор Жития, не знакомый с различиями новгородской и псковской

субкультур, не обратил на этот момент внимания и скопировал обо-

рот из Сказания про святую Троицу в Житие.

Следует также отметить, что поскольку ни Новгород, ни Псков не

пострадали от монгольского нашествия, то в них не наблюдалось то-

го упадка культуры, который исследователи фиксируют в подверг-

шихся разгрому регионах. Следовательно, жанр светской биографии

в среде книжников Пскова и Новгорода имел все основания заро-

диться раньше, чем во Владимире.

Да и сама канонизация Довмонта в Пскове состоялась ранее

(возможно больше, чем на полстолетия), чем Александра во Влади-

___________

1

«И си рекъ, поиде на ны в мале дружине, не сождавъся со многою силою

своею, но уповая на Святую Троицю» [10, л. 169].