1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

1

УДК 316.334: 37

Инновационная педагогика как основа формирования

конкурентных преимуществ

© И.В. Малолетнева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Статья посвящена актуальной проблеме современного высшего образования —

профессиональной подготовке и формированию профессионального сознания кон-

курентоспособного специалиста в парадигме инновационной педагогики. Раскры-

ваются значимость процесса формирования этой парадигмы и условия ее разви-

тия в обучающих системах.

Ключевые слова:

инновационная педагогика, профессиональное сознание, рефлек-

сивные ресурсы, рефлексивные эффекты, инновационный климат, конкурентоспо-

собность.

В процессе общественного развития становится все более оче-

видным, что в переходный период от постиндустриального (информа-

ционного) общества к обществу знаний будут особенно востребованы

те компетенции, которые позволяют воплощать полезные идеи, прино-

сящие прогресс, в том числе экономический. Новая образовательная

парадигма предполагает не только определенную сумму компетен-

ций, т. е. знаний, подкрепленных навыками, умениями, но и меха-

низмы управления личностным потенциалом в целом.

В современных условиях нестабильной, изобилующей кризисны-

ми явлениями и жесткой конкуренцией рыночной среды, востребова-

ны специалисты с конкретными навыками. Прежде всего, это про-

фессионалы, обладающие умением длительно и стабильно работать в

ситуации неопределенности, способные найти источники полезной

информации, имеющие готовность к быстрому принятию адекватных

решений на основе мобилизации собственных ресурсов, умеющие

создать команду и организовать ее работу.

Для получения таких специалистов требуются кардинальная пе-

рестройка всего учебного процесса на основе изменения образова-

тельной парадигмы, т. е. совокупности представлений, ценностных

установок, разделяемых научно-педагогическим сообществом, а также

осознание педагогами того, что востребованность конечного продукта

их деятельности — современного специалиста на рынке труда, —

зависит от динамических (способности к развитию и саморазвитию),

а не статических характеристик личности. Представляется, что пара-

дигма инновационной педагогики базируется на основных систем-

ных принципах: