1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2.378.02

К вопросу о формировании коммуникативно-речевой

компетенции путем реализации

когнитивно-коммуникативного метода обучения

текстооформляющей деятельности

© Е.В. Полтавец

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассматриваются проблемы совершенствования процесса обучения студентов в

технических вузах, имеющих ограничения по слуху, речевой деятельности. Анали-

зируются перспективы использования когнитивно-коммуникативного метода при

обучении студентов русскому языку и культуре речи, дается оценка эффективно-

сти применения современных педагогических технологий.

Ключевые слова

:

педагогическая технология,

когнитивный подход,

когнитивно-

коммуникативный метод, текстооформляющие компетенции, функциональная

грамотность.

Вопрос об изменении технологий обучения речевой деятельности

с каждым днем становится все более значимым. Так, еще в 1970-е

годы выдающийся лингвист Н.И. Жинкин писал: «…речь должна

быть не просто правильной, но и совершенной по содержанию и

форме» [1]. В настоящее время эта установка стала особенно актуаль-

ной, так как увеличилась потребность в повышении уровня коммуника-

тивно-речевой компетенции людей, получающих среднее и высшее об-

разование. Не вызывает сомнения то, что подобная необходимость воз-

никла в связи с изменившимися условиями жизни: быстрым развитием

науки и техники, увеличением объема воспринимаемой информации,

а также многократно возросшими возможностями коммуникации. Од-

нако приходится констатировать, что на данный момент речевой опыт

учащихся разных уровней и специализаций не отвечает запросам со-

временного общества, так как он крайне низок [2]. Нужно отметить,

что именно это нежелательное явление стимулировало создание со-

временных педагогических технологий, ориентированных на взаимо-

связанное развитие у учащихся коммуникативных и когнитивных

умений [3], отвечающих стандартам функциональной грамотности.

Касаясь вопроса формирования нового метода обучения речевой

деятельности, следует вспомнить о том, что первоначально он начал

оформляться в методике преподавания иностранных языков как

принцип речевой направленности обучения. А затем, под влиянием

теории о когнитивной функции языка, а также теории коммуникации