Особенности финансового моделирования деятельности лизинговой компании на рынке железнодорожного транспорта - page 6

6
Д.В. Бородин, А.Г. Хрящева
ности моделирования деятельности компании при наличии готовых
прогнозов ставок на будущие периоды времени. Обычно контракты
аренды грузового подвижного железнодорожного состава заключают-
ся на длительные сроки (от 5–7 до 10 лет). С одной стороны, это выгод-
но для лизинговых компаний, которые гарантировали себе известные
заранее денежные потоки на несколько лет в будущем. Это упроща-
ет процессы бюджетирования и финансового планирования. С другой
стороны, лизингополучатель также закрывает свои риски, обеспечив
себе необходимое количество вагонов для грузовых перевозок на дли-
тельный период времени. Однако в условиях инфляции (которая ока-
зывает значительное воздействие на ведение бизнеса в России) обе сто-
роны понимают, что через некоторое время рыночные ставки аренды,
скорее всего, существенно вырастут. Исторический рост ставок за пе-
риод с начала 2000-х гг. составляет примерно 7–9% годовых.
Поэтому в реальных контрактах предусматривают определенные
условия пересмотра ставок [2]. Обычно они имеют вид опционов на
повышение ставок, которые по договору принадлежат лизингодате-
лю. Пример формулировки опциона может быть следующим: «Ставка
аренды может быть пересмотрена не чаще 1 раза в год по инициативе
лизингодателя и установлена в размере среднерыночной ставки аренды
на данный вид подвижного состава соответствующего года выпуска».
Общераспространенными являются схемы опционов, при которых
первый опцион исполняется через 2–3 года после начала срока дей-
ствия контракта, а затем он исполняется через 1–2 года до конца срока.
Опционы односторонние, т. е. только у лизингодателя есть право (но
не обязательство) увеличить ставку до рыночного уровня. Лизингопо-
лучатель обязан перейти на повышенную ставку в случае реализации
опциона.
При разработке финансовой модели [3] основная сложность за-
ключается в том, что реальная лизинговая компания закупает вагоны
и сдает их в аренду отдельными партиями, по 50–200 вагонов, в по-
следовательные моменты времени (раз в 2–4 недели) разным клиентам
под разные ставки. В контрактах с различными клиентами могут быть
предусмотрены отличающиеся схемы опционов на повышение ставок.
Расчет будущих ставок с учетом исполнения опционов необходимо
проводить по каждому контракту и каждой партии.
Если моделирование выполняется в среде MS Excel, то результа-
том должен быть набор таблиц следующего вида: по горизонтали – пе-
риоды времени, по вертикали – отдельные партии вагонов/отдельные
контракты, а на пересечении – соответствующие ставки. Логика моде-
лирования опционов такова: в момент срабатывания опциона действу-
1,2,3,4,5 7,8,9
Powered by FlippingBook