Background Image
 1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

1

УДК 378:001 (091)

Развитие отечественного инженерного образования

(к 30-летию аэрокосмического факультета

МГТУ им. Н.Э. Баумана)

© О.М. Щербакова, Ю.С. Пахомов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье анализируется опыт сотрудничества аэрокосмического факультета

МГТУ им. Н.Э. Баумана и АО «ВПК «НПО машиностроения», их вклад в развитие

технического образования. С позиций научного подхода показано взаимодействие

преподавателей университета и сотрудников предприятия по созданию подлинно

научной среды в процессе подготовки профессионалов. Рассматривается вклад

обеих сторон в социализацию студенчества. Представлены пути достижения

результата образования — формирование социальных и личностных компетенций

инженера. Выявлены возможности совершенствования совместной работы на

современном этапе развития науки и техники .

Ключевые слова:

высшее образование, аэрокосмический факультет, производ-

ственная практика, общекультурные и профессиональные компетенции, социали-

зация, инженерная подготовка.

Российское техническое образование мощно, ярко и неожиданно за-

явило о себе в 1876 г. на Филадельфийской всемирной выставке в

США. «Русский метод подготовки инженеров», суть которого состояла

в тесной связи науки и практики, был представлен Императорским

Московским техническим училищем и заслужил высокую оценку зару-

бежных коллег. За долгие годы своей работы (в 2015 г. вузу исполни-

лось 185 лет) университет никогда не останавливался на достигнутом,

постоянно совершенствовал учебный процесс, стараясь отвечать зада-

чам и требованиям времени. «Русский метод» проявлялся в различные

периоды по-разному. Но сохранялся главный посыл: связь теории и

практики.

В ответ на вызовы времени в 1980-е гг. на пяти флагманах совет-

ского производства было создано пять новых факультетов МВТУ

им. Н.Э. Баумана: аэрокосмический, приборостроительный, радиотех-

нический, «Ракетно-космическая техника», «Оптико-электронное при-

боростроение». Здесь осуществлялась система подготовки инженерных

кадров, основанная на принципах интеграции учебного процесса, науки

и производства [1]. И сегодня главный принцип сохраняется. Система

подготовки специалистов и бакалавров основана на долговременной

программно-целевой задаче развития предприятия, на котором базиру-

ется тот или иной факультет. То, что накоплено в предыдущие годы,