Background Image
 1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

1

УДК 304.2

Антропологический кризис современности: «Царство

количества» Р. Генона

© А.В. Чернышева, В.Г. Карабатырова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье анализируется интерпретация понятия антропологического кризиса в

работах известного французского философа Рене Генона. Особое внимание авто-

ры статьи уделяют оценке влияния глобализации на состояние культуры и духов-

ности современного человека, характеризуя общество потребления и экономиче-

ского универсализма.

Ключевые слова:

антропологический кризис, традиция, традиционная культура,

глобализация, материализм, экономический универсализм.

Антропологический кризис — принятое в философской литературе

название для системы негативных тенденций современного общества,

ведущих к патологическим и другим отрицательным явлениям в приро-

де человека и заметно снижающих его личностный потенциал.

Современный антропологический кризис представляет собой яв-

ление, о котором отчетливо начали говорить и писать на рубеже

XX–XXI вв. Этот кризис демонстрирует фундаментальный сдвиг в

культуре, когда происходит стремительная элиминация того, что можно

назвать традиционной культурой, и возникновение некоего нового, не-

бывалого культурного пространства глобально-универсально-техно-

виртуального характера [1].

Кризис современного мира в первую очередь означает, что он до-

стиг критической точки, когда более или менее глубокая трансфор-

мация неизбежна. То есть за короткий срок, добровольно или прину-

дительно, более или менее неожиданным образом, катастрофически

или без хаотических явлений должно произойти изменение ориента-

ции [2, с. 153].

В индуизме содержится идея о великих временных циклах, так

называемых Манвантарах, каждая из которых делится на четыре

Юги, соответствующие четырем векам (золотой, серебряный, мед-

ный, железный), хорошо известным со времени греко-латинской ан-

тичности (Гесиод) [3].

Циклическое развитие совершается именно в нисходящем

направлении, идя от высшего к низшему. Это происходит потому,

что развитие всякого проявления с необходимостью предполагает все

большее и большее удаление от принципа, из которого оно исходит: