Background Image
 1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

1

УДК 101.1;130.2:62

Зачем инженеру нужна философия

© Т.П. Малькова, В.В. Каплунов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассмотрена роль философии как культуры ума в процессе обучения,

формирования и творчества инженера. Исходя из двойственной природы феноме-

на культуры и субъекта культуры обоснована своевременность формирования

инженера инновационного типа, приведены аргументы за и против введения фи-

лософского образования для студентов технических специальностей. Обоснован

вывод о необходимости философского образования для современного инженера.

Ключевые слова:

философия, культура, субъекты культуры, инновационный ин-

женер, технические науки, проектирование, эмпирическое познание, когнитиви-

стика, научная ответственность, творчество

.

Философия и наука — важнейшие составляющие культуры чело-

вечества. Бурное развитие техники, технического и инженерного

знания в XXI веке, их относительно самостоятельное существование

в системе наук ставит вопрос: «Нужна ли философия инженеру?» В

настоящее время насчитывается более пятнадцати тысяч научных

дисциплин, и создается впечатление, что многие из них не связаны с

философией. Свободна ли инженерная практика от мировоззренче-

ских, нравственных, ценностных оснований, являющихся прерогати-

вой философии? Такая постановка вопроса весьма актуальна и свое-

временна в нашем прагматичном мире. Проанализируем аргументы

«за» и «против» необходимости философии для студента техническо-

го вуза — будущего инженера.

Новизна подхода нашего исследования состоит в обосновании

трех методологически важных положений. Во-первых, существую-

щая двойственная природа культуры детерминирует сознание инже-

нера (сущее) и задает перспективу, идеал будущего (должное). Во-

вторых, любой человек, будучи продуктом реализованной матери-

альной и духовной культуры, в то же время является субъектом-

творцом должного как идеала будущего. В-третьих, инженер XXI ве-

ка — это «инновационный инженер» [1, с. 36]. Он интеллектуален,

способен осмысливать результаты деятельности, обладает широким

кругозором, владеет новейшей научной и технической информацией,

технологией, методологией, опытом и деловыми качествами.

Цель работы инженера — создание конкретных технических при-

способлений для решения той или иной практической задачи. Фило-