Background Image
 1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2

Проблемное обучение

как инновационное направление

в преподавании русского языка в высшей школе

© Е.А. Яковлева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Статья посвящена использованию технологии проблемного обучения как иннова-

ционному направлению в преподавании русского языка в вузе. Автор описывает две

формы познавательной деятельности учащихся, два способа организации про-

блемной ситуации, активизирующих познавательную деятельность студентов

(постановку проблемных вопросов и решение проблемно-познавательных задач).

Материал рассматривается на примере изучения наиболее сложных тем по син-

таксису и пунктуации. Статья адресована преподавателям русского языка и мо-

жет быть использована для повышения эффективности занятий по дисциплине

«Русский язык и культура речи», для совершенствования работы по повышению

речевой культуры и уровня грамотности студентов.

Ключевые слова:

технологии проблемного обучения, проблемная ситуация, про-

блемные вопросы и задания, синтаксис и пунктуация.

В настоящее время существует 50 инновационных педагогиче-

ских технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов,

Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.В. Гузеев, В.Д. Шадриков, П.И. Третья-

ков, М.Е. Бершадский, В.П. Беспалько и др.) [1, с. 82]. Среди них

особое место занимают технологии проблемного и эвристического

обучения, основанные на активных методах преподавания, которые

можно с успехом применять на лекционных и практических занятиях

в высшей школе.

В данной статье указано, какие элементы проблемного обучения

можно использовать в работе со студентами первого курса на заняти-

ях по русскому языку.

В психолого-педагогических исследованиях закономерностей

процесса обучения (особенно в исследованиях Д.Н. Богоявленского,

Н.А. Менчинской, В.А. Крутецкого, Т.В. Кудрявцева, В.В. Давыдова

и др.) было установлено, что процесс усвоения знаний представляет

собой процесс решения новых задач, названных проблемными зада-

чами. При этом условия и закономерности процессов решения задач

были использованы для создания специальных методов обучения,

получивших название «развивающего обучения».

Результаты этих исследований показали, что одним из главных

условий управления обучением, обеспечивающим развитие мышле-

ния, является предварительная постановка заданий, вызывающих

проблемные ситуации, активизирующих мыслительную деятельность

учащихся.