Background Image
 1 / 18 Next Page
Information
Show Menu
1 / 18 Next Page
Page Background

1

УДК 37.012.7: 811.111-26

Зависимость формирования навыка говорения

на английском языке от стратегий его изучения

(экспериментальный подход)

© Н.Н. Николаева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Представлены результаты проведенного методического эксперимента, направ-

ленного на установление корреляции уровня сформированности навыка говорения

на английском языке у студентов 3–4 курсов технических специальностей от

стратегий его изучения. Основываясь на методике исследования стратегий, раз-

работанной Р. Оксфорд, проводится аспектуальное сопоставление результатов

итогового контроля (зачета и экзамена) и предпочитаемых студентами способов

и приемов, используемых для отработки навыков устной речи. Установленные

корреляции, а также психолингвистическая интерпретация полученных данных

могут быть использованы в практике преподавания английского языка в неязыко-

вых вузах, в частности, для дифференциации и индивидуализации применяемых

методик с целью повышения уровня владения языком будущих специалистов.

Ключевые слова:

методы обучения, формирование навыков говорения, английский

язык, стратегии изучения языка, опросник SILL.

Введение.

Профессиональная иноязычная коммуникативная

компетенция инженера в настоящее время становится значимым и

весомым компонентом профессиональной компетентности в целом.

Как следствие, возрастают требования к уровню владения иностран-

ным языком специалистами технического профиля. В условиях

уменьшения количества аудиторных занятий, отводимых на отработ-

ку языковых знаний, умений и навыков, увеличивается доля самосто-

ятельной внеаудиторной работы студентов. Задача преподавателя в

данном случае заключается в индивидуально-дифференцированной

организации этой работы, которая во многом зависит от знаний пре-

подавателя в области стилей, стратегий, тактических приемов изуче-

ния иностранных языков, среди своих учеников.

Исследование стратегий изучения английского языка способству-

ет пониманию того, каким образом и насколько успешно обучающи-

еся, в частности студенты технических специальностей неязыковых

российских вузов, им овладевают в условиях отсутствия естествен-

ной англоязычной среды. Начиная с середины 70-х годов XIX в. во

всем мире было проведено немало научно-методических изысканий,

направленных на выявление мотивационных факторов, индивиду-

альных стилей, а также стратегических аспектов овладения ино-

странными языками [1–6], что в определенной степени позволило

смоделировать «хорошую» и «плохую» модели изучения языка, зна-

ние которых содействует эффективному самостоятельному процессу

овладения языковыми компетенциями самими учащимися.