Background Image
 1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

1

УДК 31

Гуманитарные дисциплины

в Массачусетском технологическом институте

© А.А. Манухин, Н.Н. Володина

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассматриваются особенности преподавания гуманитарных дисциплин

в техническом вузе на примере Массачусетского технологического института

(MИT). Авторы характеризуют приоритеты в обучении, нагрузку студентов по

изучению гуманитарных дисциплин, особенности американского подхода в препо-

давании таких дисциплин в вузах. В статье подчеркивается важность междисци-

плинарных исследований в современной науке. Авторы раскрывают вопрос о важ-

ности соединения гуманитарной подготовки с естественнонаучной и техниче-

ской. Даются практические рекомендации о заимствовании некоторых подходов к

гуманитарным наукам в МИТ.

Ключевые слова:

MИT, гуманитарные дисциплины, технические дисциплины, ме-

тодика преподавания, концепции современного естествознания, философия науки,

подготовка инженера.

Как можно встроить гуманитарные предметы в программу сту-

дентов технического вуза? Обратимся к опыту Массачусетского тех-

нологического института, который давно завоевал в мире репутацию

главной «кузницы» инженерных и научно-исследовательских кадров.

Многие открытия, в последнюю четверть века ставшие неотъемлемой

частью нашей жизни, появились в стенах этого заведения. Именно

там можно обнаружить зарождение ключевых технических изобрете-

ний и увидеть тенденции научно-технического прогресса.

Официальное английское название — Massachusetts Institute of

Technology — дословно переводится как Массачусетский технологи-

ческий институт, но американцы пользуются удобной аббревиатурой

MIT. Об успехах и международном значении Института можно гово-

рить много. Например, за 1995–2005 годы его сотрудниками было

опубликовано 7 700 статей и книг по физике, на которые другие уче-

ные во всем мире сослались 138 500 раз. Для сравнения: Гарвард да-

же не попал в десятку самых цитируемых научных учреждений (хотя

в рейтингах по качеству образования он по-прежнему держит верх-

ние позиции).

Студентов тут всего около пяти тысяч (и примерно столько же

аспирантов), но по количеству профессоров и нобелевских лауреатов

он занимает одно из первых мест в стране. Учиться тут дорого. Плата

за обучение очень высокая. Но почти никто из студентов сам за себя

не платит — есть разнообразные фонды, стипендии, частные благо-

творители.