Background Image
Previous Page  3 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 15 Next Page
Page Background

Развитие античных представлений о крови и воздухе в работах А.Л. Чижевского

3

ный подход исключал возможность целостной анатомо-физиоло-

гической теории. Отсюда вытекает удивительный факт, который от-

мечают историки медицины: Демокрит, будучи врачом, не привносит

теоретических обоснований в медицину. И он был далеко не одинок.

Причина такого явления заключается в том, что подобные знатоки

врачевания исходили из первенства одного элемента (воды, воздуха),

наделяя его разумностью, что заведомо ограничивает познавательные

возможности концепции, констатируя, что познавать далее уже неза-

чем [3]. Натурфилософская мысль античности была во многом сфор-

мирована усилиями Платона и Аристотеля, но это была далекая от

догматизма конструкция, поэтому споры о природе научного знания

не прекращались, что проявилось в позициях эмпириков, рационали-

стов и методистов по вопросам идеальных практик врачевания.

По таланту, гибкости и творческому тембру мысли Гален был

мыслителем примерно такого же калибра, как Аристотель, так что

совсем не случайно Кювье и Гексли в XVII веке называли его вслед

за средневековыми мыслителями божественнейшим. Однако диапа-

зон занимавших его научных и философских вопросов был более

ограничен по сравнению с Аристотелем. Тем не менее сам Гален ре-

комендовал знакомиться с его произведениями в следующем поряд-

ке: начинать надо с критического изложения философских систем,

ибо врач-философ должен стремиться к познанию высших начал и

только так он может разрешать противоречия, возникающие в про-

цессе эмпирического познания своего объекта действительности,

вникнуть в данные анатомии, физиологии и гигиены и только затем

переходить к трудам по медицине. Познанию высших начал способ-

ствует математика, знание которой помогает понять отвлеченные чи-

стые формы, которые потом осуществляются в физических телах [5].

Прозорливо усматривая нечто неладное в позиции атомистов, он по-

лемизирует с философами-монистами, отстаивая мысль о том, что в

основе всех вещей лежат не одно, а четыре начала — это теплое, хо-

лодное, влажное и сухое. Применительно к организму человека он

признает четыре сока — кровь, слизь, желчь желтую и черную.

Гален считал, что воздух, поступивший в легкие, соприкасается

здесь с пневмой (материальный первоисточник жизни), существую-

щей в организме от рождения — это первичная, физическая пневма.

Сердце, снабжая легкие кровью, получает взамен из них воздух,

смешанный с первичной пневмой. Очутившись в сердце, в этом гор-

ниле жизни, воздух перерабатывается, утончается, давая таким обра-

зом начало новому виду пневмы — пневме животной: ее назначение

состоит в управлении вегетативными процессами тела. Животная

пневма претерпевает, однако, дальнейшее утончение в желудочках

мозга: тут она превращается в психическую пневму, в обязанности

которой входит заведование всеми произвольными движениями и

психическими переживаниями организма.