Background Image
 1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

УДК 101.1:316

Инновации в стратегиях развития:

становление научного поля

©Н.В. Бруяка

1

, Н.Г. Багдасарьян

2

1

Международный университет природы, общества и человека

«Дубна», Дубна, 141980, Россия

2

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В работе рассматриваются главные характеристики становления новой области

социальных наук, основные задачи и перспективы науки об инновациях. На основе

обзора современных подходов, и в особенности социально-философского, обосно-

вывается необходимость всестороннего изучения проблем инновационной дея-

тельности, выявления взаимосвязи факторов, оказывающих существенное влияние

на развитие современной цивилизации.

Ключевые слова:

инновации, инновационная деятельность, наука об инновациях,

социально-философский подход, коммуникативное пространство, институцио-

нальный статус.

Инновационная деятельность: специфика социально-фило-

софского подхода.

Инновационная деятельность, определяя динами-

ку социокультурных изменений, выступает основой развития совре-

менного общества. Любая новая мысль может стать «ростком буду-

щей технологии», зачатком инновационной системы.

Понятие инновационной деятельности используют разные дис-

циплины. В экономике инновационная деятельность рассматривается

как некоторая реализация человеческого ресурса, обладающая опре-

деленным потенциалом к созданию нового продукта [1]. Социологи

определяют инновационный процесс как метадеятельность, изменя-

ющую рутинные компоненты репродуктивных видов практик [2].

Культурология изучает инновационную деятельность как системооб-

разующий фактор развития общества [3]. Психология делает акцент

на психологических параметрах действующего субъекта, связанных с

его компетентностью во взаимодействии с новыми идеями и техно-

логиями [4]. В менеджменте инновационная деятельность изучается

как процесс последовательного превращения идеи в товар через эта-

пы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских

разработок, маркетинга, производства, сбыта [5].

Между тем комплексное изучение инноваций и инновационной

деятельности не может быть осуществлено, опираясь исключительно

на узкоспециализированное знание: определение стратегически эф-

фективных путей и способов движения к сформулированным целям

требует системных подходов, основанных на междисциплинарной

методологии. Подобным потенциалом, безусловно, обладает соци-