Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты - page 1

Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты
1
УДК 141.201
Синтез Фрейда и Маркса: первые фрейдо-марксисты
© Л.В. Мокшанцев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены первые попытки объединить учения Зигмунда Фрейда и Карла
Маркса. Показано, что психоанализ — в целом материалистическая, диалектиче-
ская и революционная теория. Подчеркнуто, что психоанализ вполне соединим с
другими философскими теориями — экзистенциализмом, структурализмом,
постмодернизмом.
Ключевые слова:
комплекс, невроз, принцип реальности, марксизм, идеология, пси-
хоанализ, конфликт, вытеснение, сознательное и бессознательное, буржуазная
мораль.
Первая попытка совместить идеи психоанализа и марксизма про-
изошла 10 марта 1909 г. во время собрания Венского психоаналити-
ческого общества. Основной доклад под названием «Психология
марксизма» делал Альфред Адлер. Для него это являлось не только
чистой теорией. Адлер был женат на русской социалистке, близко
знал Троцкого и имел своим пациентом известного революционера и
дипломата из России Адольфа Иоффе. Обсуждение доклада Адлера
выявило три точки зрения. Согласно самому Адлеру и поддержавше-
му его Паулю Федерну, те самые агрессивные инстинкты, которые
подавляются у невротиков, у пролетариата трансформируются в
классовое сознание, о котором говорит Маркс. Из учения Маркса о
важности роста классового сознания рабочих Адлер сделал несколь-
ко неожиданный вывод: марксизм, как и психоанализ, выступает за
«господство сознания». И поэтому эти два учения не только совме-
стимы, но и дополняют друг друга. Противоположная точка зрения
состояла в том, что социализм — это некая замена старой религии, а
может, и особый вид невроза.
Фрейд пытался занять нейтральную позицию и не желал связы-
вать психоанализ с марксизмом. Он заметил Адлеру, что если даже
считать прогрессом расширение сознания, то марксизм никак не учи-
тывает диалектики развития цивилизации. Ведь осознанию противо-
стоит вытеснение влечений, которые никакими производительными
силами и производственными отношениями отменить нельзя. И по
мере развития цивилизации, сказал тогда Фрейд, человек в мышле-
нии своем станет свободнее, в действиях же, если под ними понимать
возможность следовать архаичным влечениям, ограниченнее.
Прошло 10 лет, революции потрясли Восточную и Центральную
Европу, и Федерн в своей книге «Психология революции: общество
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook