Гуманитаризация инженерно-управленческой деятельности: диалектика традиций и инноваций - page 5

Гуманитаризация инженерно-управленческой деятельности …
5
Нынешний инженер — это будущий управленец. Чем значитель-
нее повысится уровень гуманитарной подготовки всех управленче-
ских кадров, тем больше вероятность формирования интеллигентных
руководителей производства. В этой связи можно вспомнить выска-
зывание Д.С. Лихачева в книге «Письма о добром и прекрасном»:
«Человек должен быть интеллигентным, ибо интеллигентность равна
нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не
только физически, но и умственно… Интеллигентность — это спо-
собность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к ми-
ру и людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать
душевные силы, как тренируют и физические» [11].
Современный специалист должен быть личностью, способной в
любой ситуации, при решении любых задач управления проявлять
нравственную культуру, культуру чувств, владеть нравственными
принципами и нормами общения с людьми. Нравственный облик
идеального руководителя можно рассматривать в трех измерениях:
система общих, конкретных и специфических качеств. Общие каче-
ства являются базовыми, а все последующие предметно их раскры-
вают. К общим нравственным качествам относятся: патриотизм —
верность своему Отечеству, соблюдение и развитие лучших традиций
своего народа, бережное природопользование; гуманизм — призна-
ние суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства;
справедливость — объективная оценка личностно-деловых качеств
людей и их деятельности, признание их индивидуальности, самокри-
тичность. Указанные нравственные качества составляют три духов-
ные опоры, на которых строится нравственный облик руководителя.
Их стабильность и содержательность определяют его нравственное
здоровье, характер действий.
К конкретным нравственным качествам относятся: нравственная
воля — умение добиваться цели, завоевывать уважение людей, разви-
тый самоконтроль; профессиональная честность — деловая требова-
тельность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза; кол-
лективизм — организованность, общительность; мужество — смелость,
умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; прин-
ципиальность — уважение мнения других, умение отстаивать свою по-
зицию, не бросать тех, кто оказался в беде. Эта группа нравственных
качеств позволяет руководителю, дорожащему своим моральным обли-
ком, предметно ориентироваться в них, понять, какие нравственные ка-
чества, наряду с общими, он должен у себя вырабатывать.
Специфические нравственные качества ориентированы на спосо-
бы общения руководителя, на его «эффект обаяния». Они производ-
ны от общих и конкретных нравственных качеств. Специфические
нравственные качества: трудолюбие — личный пример отношения к
служебным правам и обязанностям, увлеченность работой; скром-
1,2,3,4 6,7,8
Powered by FlippingBook