Гуманитаризация инженерно-управленческой деятельности: диалектика традиций и инноваций - page 4

А.Д. Субочева, О.Н. Субочева
4
ния в управление организации давно известных в западной социоло-
гии идей гуманизации, демократизации, обогащения труда, человече-
ских отношений.
Однако для того чтобы выйти на новые управленческие маршру-
ты, необходимы как объективные, так и субъективные условия, в
частности, стабильная политическая и экономическая ситуация в
стране, продолжение и единство реформ во всех сферах общества,
учет российских национальных особенностей, традиций и, конечно,
развитие гуманитарного образования инженерных кадров. О необхо-
димости повышения роли гуманитарной составляющей в подготовке
специалистов в высшей школе, в частности инженеров, заявляют
многие отечественные специалисты: Н.Г. Багдасарьян [5], И.С. Боло-
тин [6], А.А. Михайлов [7], В.А. Нехамкин [8], С.Л. Смагин,
Т.Г. Иванцева [9], Ф.Э. Шереги [10] и др.
При внедрении двухуровневой системы образования при подго-
товке инженеров существенно сократился объем дисциплин со-
циогуманитарного блока, формирующих гуманитарную культуру бу-
дущего специалиста. Парадокс заключается в том, что социокультур-
ные компетенции заявлены, а традиционные методы их достижения в
связи с сокращением аудиторных часов и увеличением объема само-
стоятельной работы не могут быть реализованы в полной мере.
К традиционным методам можно отнести эталонный (экспертный)
стиль проведения аудиторных занятий, при котором преподаватель
выступает в роли блестящего оратора, квалифицированного эксперта,
увлекательно транслирующего актуальную информацию. В условиях
неравномерности исходной подготовки студентов (что особенно за-
метно на 1-м курсе) эталонный стиль преподавательской деятельно-
сти будет понят и одобрен наиболее образованными студентами.
Для того чтобы учесть интересы другой, менее подготовленной
части студенческой аудитории, можно практиковать адаптированный
стиль проведения занятий, при котором преподаватель вначале выяс-
няет исходный уровень знаний большинства студентов и, в зависи-
мости от этого, упрощает или, наоборот, усложняет транслируемую
информацию. Таким образом, меняется вектор направленности учеб-
ного воздействия. В первом случае студенты «дотягиваются» до
уровня преподавателя, во втором — преподаватель «снисходит» до
уровня студентов для того, чтобы помочь им подняться на новую
ступень. Адаптированный стиль проведения занятий можно рассмат-
ривать в контексте деятельности преподавателя вуза как субъекта
сферы информационных услуг. Целесообразно также пересмотреть
методику организации самостоятельной работы студентов и форм ее
контроля со стороны преподавателя, для того чтобы более эффектив-
но использовать возросший объем часов для усиления гуманитарной
составляющей в подготовке инженеров.
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook