Исследование нравственных предпочтений студентов инженерных специальностей - page 9

Исследование нравственных предпочтений студентов инженерных специальностей
9
висимость от других и подчиняемость, чем девушки. Девушки ука-
занного возраста проявляют большую авторитарность по сравнению
с юношами. Именно этим обосновывается выбор морального абсо-
лютизма преимущественно девушками, а не юношами среди студен-
тов дневного отделения (18 и 5 % соответственно). Картина полно-
стью меняется у студентов-вечерников: моральный абсолютизм был
выбран преимущественно мужчинами, а не женщинами (37 и 23 %
соответственно). В комментариях указывалось, что эта система цен-
ностей больше свойственна мужчинам, потому что «так положено
мужчине». Полученные результаты, на наш взгляд, имплицитно сви-
детельствуют о влиянии гендерных стереотипов на выбор мужчина-
ми нравственных ценностей. 63 % опрошенных студентов-вечер-
ников — мужчины в возрасте от 28 лет и старше, свыше половины из
них имеют семью и детей. Гендерные стереотипы в утверждении
профессиональной роли мужчины являются для них довлеющими.
Женщины более склонны договариваться и руководствоваться в
профессиональной деятельности договоренностями. Обосновывая
выбор утилитаризма или конвенциональной морали, студентки ком-
ментировали это так: «должны быть четкие правила, чтобы никто не
пострадал» или «это приносит взаимную выгоду».
На основании полученных ответов в представлениях студентов ин-
женерных специальностей можно условно выделить две группы нрав-
ственных ценностей — ценности первого порядка и ценности второго
порядка. К ценностям первого порядка принадлежат собственно про-
фессиональные ценности инженера — ответственность, порядок и долг
перед обществом. К ценностям второго порядка принадлежат те, кото-
рые формируются в семье и касаются порядочного поведения чело-
века — это ценности добра и зла, представления о должном поведении
мужчины. Однако следует отметить, что не все студенты отчетливо
дифференцируют одну систему ценностей от другой. Признавая это,
один из студентов написал: «Видимо, я не вполне понял, что такое ге-
донизм, и поэтому не смог разобраться в себе». Ролевой релятивизм
проявляется в суждении «я действую в соответствии с профессиональ-
ными обязанностями, наедине с собой — одно, но главное — интересы
компании»; отраслевой релятивизм — «я действую так, как принято на
промышленном предприятии. Существуют профессиональные нормы
поведения, а индивидуальная ответственность снимается». Следует от-
метить, что студенты с удовольствием отвечали на предложенные во-
просы. 39 студентов из 107, отвечая на вопрос «Почему вы так считае-
те», написали небольшое эссе (2 страницы).
Остается добавить, что сегодня в преподавательской среде дей-
ствует феномен автостереотипа — суждений, провозглашающих мо-
ральную деградацию молодежи в современной России. Проведенное
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook