Исследование нравственных предпочтений студентов инженерных специальностей - page 10

Н.Ю. Игнатова
10
исследование показало, что это не так, по крайней мере для студен-
тов инженерных специальностей Нижнего Тагила. Думается, что в
какой-то степени на нравственные предпочтения студентов Нижнего
Тагила повлияли те ценности, которые имплицитно присутствуют в
европейском способе организации производства, заимствованные три
века назад. Речь идет о следующем: основой этически оправданного
профессионального поведения в Европе считаются установленные
государством рамки бизнеса, а не профессиональные этические ко-
дексы, как, например, в США. Эти ценности сохраняют свое значе-
ние в уральской промышленности. Некоторое влияние на предпочте-
ния студентов оказывают эксплуатация риторики долга и ответствен-
ности в образе русского инженера и гендерные роли. Более молодые
студенты демонстрируют диверсификацию нравственных ценностей,
они более открыты для договорных отношений, на них накладывают
отпечаток широко распространенные в обществе сюжеты и темы.
Выводы.
Исследованы нравственные предпочтения студентов
инженерных специальностей, которые, по их мнению, определяют
специфику профессии инженера.
Чаще всего основой деятельности инженера студенты называют
конвенциональную мораль — 41 % респондентов. Это значит, что в
сложных профессионально и личностно ситуациях молодые люди
склонны ориентироваться на правила и профессиональные ценности
инженера, а также на поддержку ближайшего окружения, частью ко-
торого должно выступать инженерное сообщество.
Значение морального абсолютизма увеличивается с возрастом у
студентов-мужчин и падает с возрастом у студенток-женщин.
Вопреки широко распространенному мнению, утилитаризм не
является предпочитаемой системой нравственных ценностей у сту-
дентов (15,8 % опрошенных). При этом утилитаризм имеет большее
значение для студентов очной формы обучения (14 %) и меньшее —
для студентов очно-заочной формы обучения (1,8 %).
Гендерные различия в выборе системы нравственных ценностей
у студентов и студенток инженерных специальностей заключаются в
следующем: более молодые студентки авторитарного типа склонны
выбирать конфронтационные модели поведения и обосновывать это
существованием безусловных нравственных принципов (моральный
абсолютизм). Студентки постарше склонны договариваться, ссылаясь
при этом на необходимость взаимной пользы или выгоды (конвенци-
ональная мораль либо утилитаризм).
Студенты инженерных специальностей выбирают такие системы
нравственных ценностей, которые позволяют им оправдать свой низ-
кий ресурсный потенциал поведения и отсутствие профессионально-
го опыта. По их мнению, такую возможность дает моральный плюра-
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12
Powered by FlippingBook