Результаты исследования нравственной и жизненной позиции молодежи как обоснование необходимости повышения качества воспитательной работы в вузах - page 4

В.Н. Зубов, И.В. Нехорошева
4
ностно-деятельностным подходом к исследованию убеждений, пред-
ложенным доктором психологических наук Г.Е. Залесским. Нрав-
ственное убеждение, по определению Г.Е. Залесского, обязательно
сочетает в себе положительное отношение к нравственной норме и
готовность поступать в соответствии с ней. Поэтому в первой части
разработанных методик моделируются конкретные ситуации на со-
блюдение нравственной нормы, а во второй части моделируются
дискуссии, в которых выявляется позиция респондента относительно
допустимости нарушения нравственной нормы. Методики прошли
проверку надежности, валидности и соответствуют общепринятым
требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам.
Результаты исследования.
В результате оценки уровня сформиро-
ванности нравственных убеждений выявлено, что 64 % школьников,
51 % студентов и 46 % взрослых считают вполне допустимым присваи-
вать чужое. Убежденных в обратном всего лишь 10 % среди школьни-
ков, 12 % среди студентов и 17 % взрослых. В целом уровень сформи-
рованности убеждения в недопустимости присваивать чужое гораздо
выше у взрослых, чем у школьников (р = 0,013)
1
и студентов (р = 0,002).
Что касается нравственного убеждения «не брать взятки», то здесь 47 %
школьников, 34 % студентов и 35 % взрослых вполне допускают для
себя возможность брать взятки. И наоборот, 15 % школьников, 25 %
студентов и 34 % взрослых убеждены в неприемлемости получения взя-
ток. Уровень развития этого убеждения у взрослых также достоверно
выше, чем у школьников (р = 0,004) и студентов (р = 0,039). Разброс во
мнениях взрослых относительно допустимости нарушения нравствен-
ных норм гораздо шире, чем у молодежи. Например, по убеждению «не
присваивать чужое» значение дисперсии для ответов взрослых следу-
ющее: S
2
= 41, а у школьников и студентов S
2
= 25 и 28 соответственно.
Результаты по убеждению «не брать взятки» аналогичны.
Для оценки
морально-нравственной обстановки в стране
пред-
лагались варианты ответов: 1 — тревожная (опасная); 2 — непред-
сказуемая; 3 — напряженная; 4 — неспокойная; 5 — спокойная;
6 — благополучная. В целом оценка степени благополучия морально-
нравственной обстановки в стране у взрослых, студентов и школьни-
ков близка, так как не обнаружено достоверных различий в их отве-
тах. Все три группы солидарны в том, что морально-нравственная
1
«р» — уровень значимости — вероятность того, что найденные отличия
между группами на самом деле случайны. Принято считать низшим уровнем
статистической значимости 5-процентный уровень (р ≤ 0,05), достаточным —
1-процентный уровень (р ≤ 0,01) и высшим 0,1-процентный (р ≤ 0,001). Когда
указывается, что различия достоверны на 5-процентом уровне значимости или при
р ≤ 0,05, то имеется в виду, что вероятность того, что они все-таки недостоверны,
составляет 0,05 (5 %). Для практических исследований отличия считают дос-
товерными при р ≤ 0,05.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...17
Powered by FlippingBook