Результаты исследования нравственной и жизненной позиции молодежи как обоснование необходимости повышения качества воспитательной работы в вузах - page 2

В.Н. Зубов, И.В. Нехорошева
2
ные и другие свидетельства, которые подтверждают «моральную де-
градацию» современного общества [3, с. 70–72]. То, что раньше, да и
сейчас считается для многих представителей старшего поколения не-
приемлемым, — обычная жизненная среда для современных старше-
классников и студентов, созданная государством в условиях рефор-
мирования. «С начала 1990-х гг. государство у нас… ушло из сферы
воспитания» [3, с. 75]. Сейчас эта ситуация еще более ухудшилась.
В обращении пленума правления Союза кинематографистов России
от 16 апреля 2012 г. к президенту страны В. Путину говорится: «Гос-
ударство полностью освободило себя от функции общественного
воспитания. Само слово «воспитание» приобрело оттенок дурновку-
сия — как нечто безнадежно устаревшее и не актуальное для новой
российской жизни» [4]. Сегодня, по существу, носителями гумани-
стических и нравственных идей являются уже не государственные
институты и программы, а лишь отдельные представители взрослого
поколения и педагогов, да и то их число неуклонно сокращается.
В связи с этим, конечно, важно знать, насколько трансформиро-
вались взгляды взрослых людей как носителей моральных ценностей,
и насколько взгляды подрастающего поколения отличаются от их
взглядов? Кто придет на смену старшему поколению, с какими жиз-
ненными и нравственными позициями? Довольна ли молодежь со-
временными условиями жизни и экономическим положением России,
и есть ли у нее хотя бы какие-то точки соприкосновения со взрослы-
ми в оценке жизненных условий? Все эти вопросы обусловили по-
становку задачи данного исследования: изучить особенности нрав-
ственной и жизненной позиции молодежи и старшего поколения, в
частности, их нравственных убеждений, оценок окружающих усло-
вий жизни и удовлетворенности ими.
Эмпирическое исследование. Описание выборки
. В исследо-
вании приняли участие 286 человек. Из них 64 учащихся 10–11 клас-
сов в возрасте 15–17 лет, 141 студент в возрасте 18–23 года, 81 чело-
век зрелого возраста от 35 до 79 лет. Выборка представлена средним
социальным классом людей, проживающих в Москве и ближнем
Подмосковье. Старшеклассники обучаются в школе с углубленным
изучением отдельных предметов, подавляющее большинство из них
ориентированы на поступление в вуз. Респонденты 18–23 лет обуча-
ются в технических и гуманитарных вузах Москвы. Респонденты
старше 34 лет практически все имеют высшее образование и работа-
ют, включая людей пенсионного возраста. В основном это препода-
ватели школ, вузов, а также респонденты, оканчивающие первое или
получающие второе высшее образование в области психологии и пе-
дагогики. Полученные в данном исследовании результаты правомер-
но распространять только на те категории населения, характеристики
которых близки к исследованной выборке.
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...17
Powered by FlippingBook