Влияние модели здоровьесберегающей деятельности на физическое, психическое и социальное благополучие студентов - page 4

М.З. Манвелидзе, М.Р. Худышева
Цель исследования.
Выявление взаимосвязи между оказанием
социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоро-
вьем в физкультурно-оздоровительной деятельности и улучшением
структуры психологической адаптации учащихся.
В соответствии с целью исследования были намечены следующие
задачи:
Определить психолого-педагогические и медико-социальные меры
для укрепления здоровья студентов в здоровьесберегающей образова-
тельной среде вуза.
Исследовать условия для обеспечения физического, психического
и социального благополучия студентов в воспитательно-образователь-
ной системе вуза.
Изучить нарушения социально-психологической адаптации у сту-
дентов с целью выявления проявлений дезадаптации и оказания сту-
дентам психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Для достижения цели были использованы следующие методы диа-
гностики: опрос и наблюдение, экспертныхе оценки, анализ докумен-
тации, контент-анализ мини-сочинений и эссе, дневников самонаблю-
дения, а также методики: «Самочувствие—активность—настроение»,
методика диагностики уровня субъективного контроля, методика ис-
следования способности к выходу из трудных жизненных ситуаций.
В работе со студентами применялись различные методы активного
обучения: упражнения, информационные, поисковые, дискуссионные,
методы убеждения, внушение, воспитывающие ситуации, социальные
пробы, рефлексия, возвратно-оценочные методы, пример. Также ис-
пользовались организационные формы обучения: учебное занятие, ор-
ганизованные педагогом самостоятельные занятия студентов, массо-
вые оздоровительные физкультурные мероприятия, группы здоровья,
индивидуальные занятия.
Известны следующие потенциалы физкультурно-оздоровительной
деятельности применительно к процессу оказания социально-педаго-
гической помощи студентам с ослабленным здоровьем:
— когнитивные потенциалы, которые выражаются в трансляции
студенту знаний о возможностях целесообразного использования име-
ющихся ресурсов организма для преодоления возникающих в повсе-
дневной жизни трудностей. Для студентов с ослабленным здоровьем
особую значимость приобретают возможности получения знаний о
путях и способах поддержания наличного уровня физических воз-
можностей, его укрепления и развития; преодоления с помощью этих
знаний стереотипов неразрешимости ситуации, страха перед физиче-
ской активностью, отношения к ней как потенциальной опасности;
— праксеологические потенциалы, которые связаны с включени-
ем студента с ослабленным здоровьем в групповую двигательную ак-
тивность, в которой могут целенаправленно моделироваться ситуации
4
1,2,3 5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook