Влияние компетентностно-ориентированного обучения на особенности экспликации ценностей во временной перспективе личности - page 6

М.Р. Худышева, Ж.В. Горькая
условия, факторы реализации себя в профессиональной деятельности
и социуме.
Педагогические решения при организации обучения с применени-
ем интерактивных форм групповой работы направлены не столько на
подбор содержания в соответствии с учебным планом, сколько на вы-
бор оптимальных условий и способов для качественного взаимодей-
ствия, обмена опытом, привлечения дополнительных информативных
источников, разработке проектов, направленных в конечном итоге на
профессионально-личностные компетенции и повышение конкуренто-
способности каждого студента.
На уровне личностных качеств студента в этом случае в центре
внимания педагогов оказываются качества, составляющие основы ин-
новационного потенциала студентов:
— общая и профессиональная эрудиция или компетентность;
— решительность, творчество, инициативность;
— организованность, исполнительность, ответственность;
— коммуникабельность и толерантность, умение отстаивать лич-
ную позицию и умение работать в команде.
Анализ и обработка результатов психодиагностического ис-
следования.
В результате проведенного исследования установлено,
что у студентов, проходящих обучение в рамках компетентностно-
ориентированного подхода, независимо от преобладающих методов
работы ядро ценностных ориентаций одинаково: для них равно зна-
чимы семейная жизнь, здоровье, любовь, верные и преданные друзья.
То есть сам набор предпочитаемых ценностей студентов не различа-
ется. Этот факт вполне оправдан с теоретической точки зрения, так
как в самых разных теориях и, в частности, в концепции М. Рокича,
общее число ценностей сравнительно невелико, и в связи с этим люди
обладают одним и тем же набором значимых ценностей.
Тем не менее есть существенные отличия в экспликации ценно-
стей во временной перспективе. Студенты, проходящие обучение с
преобладанием активных форм работы, определяют как приоритет-
ные и достижимые такие терминальные ценности, как «власть» и
«здоровье». На втором месте по значимости и возможности реали-
зации идут «творчество», затем «свобода», «самосовершенствование»
и «семья». Завершают ряд значимых ценностей «любовь» и «деньги».
Говоря об особенностях экспликации данных ценностей, стоит отме-
тить, что студенты отмечают их как приоритетные и значимые уже
сегодня, но с низкой степенью реализации в текущем времени. Такие
ценности как «компетентность», «свобода», «внешность», «деньги»,
отмечаются в качестве приоритетных, но не достижимых сегодня.
Для группы учащихся, проходящих обучение с использованием ин-
терактивных форм групповой работы, наиболее значимыми являются
6
1,2,3,4,5 7,8,9
Powered by FlippingBook