Государственно-патриотическое сознание российских граждан как проблема политической социализации - page 6

6
1997 года, таким образом: юрист, владелец коммерческого банка, врач,
профессор в вузе, менеджер, журналист, бухгалтер, владелец магази-
на, телохранитель, криминальный «авторитет» и школьный учитель.
Последние три места заняли — рабочий на предприятии, тракторист,
инженер [11, с. 93–94]. Исследование петербургской молодежи, осу-
ществленное в 2005 году, «показало, что по престижности лидируют
профессии экономиста… и юриста… замыкают список профессии учи-
теля и рабочего» [12, c. 38].
Данным тенденциям есть объяснение. С периода 1990-х годов в на-
шей стране «ряд государственных образовательных учреждений начал
подготовку по престижным специальностям (юриспруденция, менед-
жмент, финансы и кредит, туризм)… профессии (юрист, экономист,
переводчик, программист, топ-модель) стали предметом массовых
притязаний» [6, с. 230].
Согласно результатам социологических исследований работников
А.М. Старков заключает — «материальный фактор является основным
принципом отношения к труду и удовлетворенности им. В определении
отношения к труду на первом месте у большинства работников стоят
материальные интересы» [15, с. 166]. Аналогичны и выводы А.В. Пе-
трова, который отмечает, что «при обсуждении в фокус-группах роли
и значения труда… доминирующими оказались ценности-средства,
явно указывающие на значимость сугубо материальных соображений
при его оценке» [10, с. 85].
Показательно, что сегодня «идеальный образ профессионала» за-
менен на «идеальный образ жизни», чаще всего, американской, а в на-
чале—середине 1990-х годов — «новых русских». Таким образом, про-
фессия выступает в виде средства для достижения желаемого для себя
образа жизни, а не в качестве самоценности. Сложившаяся ситуация
в определенной мере предопределяет выбор учащимися будущей про-
фессии, при этом, зачастую обусловливает примитивность их профес-
сиональных предпочтений.
Все чаще социологи, психологи и социальные педагоги, обращаясь
к вопросам профессионального самоопределения молодежи, конста-
тируют, что в сфере профессионального труда заметно усиливаются
инструментальные установки и ориентации, т.е. отношение к труду как
к средству достижения иных важных целей, а также как к вынужден-
ной необходимости.
На что ориентируются старшеклассники при выборе своей буду-
щей профессии?
В 1980-х годах для них наиболее значимыми были такие факторы,
как престижность профессии, личностно-индивидуальные качества,
И.А. Щеглов
1,2,3,4,5 7,8,9
Powered by FlippingBook