"Догоняющая" модель модернизации: теоретические и историографические аспекты - page 5

5
задачи. Однако почти сразу после принятия первого пятилетнего плана
начался его пересмотр. Руководством страны был взят курс на фор-
сированную индустриализацию. В соответствии с рядом партийных
и правительственных постановлений 1929–1930 гг. были утверждены
новые показатели, которые были необоснованными с научной точки
зрения и практически недостижимыми.
В январе 1933 г. партийный пленум объявил, что первый пятилет-
ний план выполнен за 4 года и 3 месяца. Подводя главные итоги первой
пятилетки на XVII съезде партии в январе 1934 г., И.В. Сталин с гор-
достью заявил: «Подъем этот был не только простым количественным
накоплением сил. Подъем этот замечателен тем, что он внес принци-
пиальные изменения в структуру СССР и коренным образом изменил
лицо страны. СССР за этот период преобразился в корне, сбросив с себя
обличие отсталости и средневековья. Из страны аграрной он стал стра-
ной индустриальной. Из страны мелкого единоличного сельского хо-
зяйства он стал страной коллективного крупного механизированного
сельского хозяйства. Из страны темной, неграмотной и некультурной
он стал — вернее становится — страной грамотной и культурной…
Созданы новые отрасли производства: станкостроение, автомобильная
промышленность, тракторная промышленность, химическая промыш-
ленность, моторостроение, самолетостроение, комбайностроение, про-
изводство мощных турбин и генераторов, качественных сталей, фер-
росплавов, синтетического каучука, азота…». Модернизацию страны
И.В. Сталин напрямую связывал с ликвидацией в СССР капиталисти-
ческих отношений [7].
За годы первых пятилеток были построены и введены в действие
9 тыс. промышленных предприятий. В конце 1930-х годов по абсо-
лютным объемам промышленного производства СССР вышел на вто-
рое место в мире после США. Было сокращено отставание от веду-
щих стран мира. Советский Союз стал одной из трех-четырех стран,
способных производить любой вид известной в то время промыш-
ленной продукции [8]. Социалистическая индустрия была создана
самоотверженным трудом рабочих, крестьян, интеллигенции. Капи-
таловложения в промышленность во многом осуществлялись за счет
ограничения внутреннего потребления. Осенью 1928 г. была введена
карточная система распределения продовольственных товаров, отме-
ненная лишь в 1935 г. Легкая промышленность, продукция которой
непосредственно влияет на уровень жизни населения, отставала. Но
главным источником финансирования промышленного рывка стала
сплошная коллективизация, позволившая обеспечить изъятие хлеба
из деревни.
«Догоняющая» модель модернизации
1,2,3,4 6,7,8,9
Powered by FlippingBook