Previous Page  2 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 23 Next Page
Page Background

В.К. Самохвалова

2

Гуманитарный вестник

# 6·2017

основал Академию наук в Германии. А между этими двумя датами не-

обыкновенно яркая и энергичная, полная мужества и энтузиазма эпоха,

которая в отличие от предыдущей — эпохи Возрождения и последую-

щей — века Просвещения — закрепила за собой лишенное всякой поэ-

тичности, непритязательное, но в то же время математически строгое

название “Семнадцатый век”. За этим скромным названием — побе-

доносные революции, шедевры искусства, гениальные открытия, три-

умфальное шествие науки перед лицом поверженного средневековья»

[2, 3]. Даже простой перечень людей, живших в эту эпоху, говорит о

многом: Кромвель, Корнель, Рубенс, Ван-Дейк, Рембрандт, Галилей,

Паскаль, Торричелли, Ферм и многие другие выдающиеся личности,

оставившие заметный след в истории человеческой культуры.

Однако XVII в. — это время опустошительных войн, кровавых ре-

лигиозных столкновений, все еще пылающих кое-где костров инквизи-

ции и проскрипционных списков. К этому же периоду относятся имена

Густава Адольфа, Валленштейна и Ришелье. В 1616 г. церковь запрети-

ла учение Коперника, в 1633 г. начался процесс против Галилея.

Итак, XVII в. — век борьбы нового со старым решительно на

всех фронтах: в экономике, политике, идеологии, религии, филосо-

фии и науке. Развитие мореплавания, баллистики, точного приборо-

строения (механические часы, микроскоп, телескоп, барометр, тер-

мометр), возросшая заинтересованность в медицинских знаниях —

вот факторы, которые обусловили осознание наукой Нового времени

реалистичность ее предмета. Отсюда бэконовская тенденция тракто-

вать философию не как ревностную служанку теологии, а как мето-

дологию науки.

Но самое важное в свете настоящего исследования то, что XVII в. —

это век продолжающегося становления и укрепления индивидуализ-

ма в качестве ведущего ценностного мотива эпохи [4, с. 69–78]. Че-

ловек начинает понимать себя как личность, духовную целостность,

самодовлеющую психическую единицу, противопоставленную всему

миру не-

я

. Ввиду этого человек склонен рассматривать свое

я

, инди-

видуальные переживания и ценности как верховную цель и как нечто

первично данное; поэтому он устанавливает субъективные идеалы

теоретической и практической деятельности и начинает находить в

своих собственных переживаниях критерии уклонения или прибли-

жения к идеалам. Иными словами, в философии Нового времени

начинают господствовать индивидуалистические тенденции. Конеч-

но, склонность к индивидуализму сказывается не только в философ-

ских системах того времени, но и в самой жизни. В религии эта

склонность проявляется в возникновении протестантизма, в распро-

странении индивидуальных, еретических форм вероисповедания, от-

вергающих не только традиционные церковные учреждения, но и во-

обще всякую религиозную общину. В области изобразительного искус-