1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 01·2017 1

УДК 338.5 DOI 10.18698/2306-8477-2017-01-408

Приоритеты российского машиностроения

в свете новой индустриальной революции

© Т.И. Кузнецова, Г.Э. Ганина, С.В. Клементьева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Показаны основные направления развития инновационных технологий, приведены

примеры их использования и отличия от традиционных технологических решений,

представлена зависимость экономического роста в краткосрочной и долгосрочной

перспективах от вложения ресурсов в инновационное машиностроение.

Ключевые слова:

инновация, машиностроение, инновационное машиностроение,

новый технологический уклад

Важнейшими задачами машиностроительного комплекса в усло-

виях рыночной экономики являются реализация достижений научно-

технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и

автоматизации производства, оснащение предприятий народно-хозяйст-

венных отраслей новой техникой, снабжение населения современными

потребительскими товарами.

Машиностроение возникло в эпоху научно-технической револю-

ции и быстро развивалось во многих странах. В мировом машино-

строении лидируют такие страны, как США, Япония, Германия,

Швейцария и Великобритания. Они же имеют наиболее полную но-

менклатуру машиностроительного производства, включающую все

или почти все его подотрасли. Главенствующие позиции эти страны

заняли благодаря применению инновационных подходов в машино-

строении.

В настоящее время машиностроительная отрасль России не явля-

ется конкурентоспособной на международном рынке, что в значи-

тельной степени обусловлено ее технологическим отставанием от

промышленно развитых стран. Одной из основных причин такой си-

туации являются недостатки существующих методов регулирования

в отечественном машиностроительном секторе, для модернизации

которого необходимо ускорить разработку и внедрение комплекса

мероприятий, апробированных мировой практикой при проведении

целенаправленной инновационной промышленной политики.

В условиях кризиса для компаний, работающих в машинострои-

тельном секторе рыночной экономики, приоритетными являются два

пути развития: первый — переход его участников в более высокий

сегмент рынка, второй — снижение цены при сохранении качества

продукта. Это соответствует новой тенденции: потребление в России,