Ритм и синтаксис художественной прозы (на материале романа М.А. Булгакова "Белая гвардия") - page 4

Н.И. Габова, С.Х. Хван
4
На уровне сложного синтаксического целого (ССЦ) встречается
такое явление устной речи, как парцелляция. Приведем один из от-
рывков:
«Бежали седоватые банкиры со своими женами, бежали та-
лантливые дельцы, оставившие доверенных помощников в
Москве, которым было поручено не терять связи с тем новым
миром, который нарождался в Московском царстве, домовла-
дельцы, покинувшие дома верным тайным приказчикам, про-
мышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали
журналисты, московские и петербургские, продажные, алчные,
трусливые. Кокотки. Честные дамы из аристократических фа-
милий. Их нежные дочери, петербургские бледные развратницы
с накрашенными карминовыми губами. Бежали секретари ди-
ректоров департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали
князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы
императорских театров»
[с. 54].
Первое и второе предложения образуют базовую часть. Третье и
четвертое — парцелляты, вычленяемые в постпозицию по отноше-
нию к базовой части и представленные в виде отдельных высказыва-
ний.
Основная функция расчлененности в анализируемом отрывке
сводится к дифференциации элементов текста по различной семанти-
ческой наполненности в структуре текста. Текст представлен цепной
строфой с динамическим зачином. Уже в первом предложении выра-
жается активное действие, а пятикратный повтор-анафора придает
зачину и всему отрывку энергию, четкость, динамизм. Бессоюзная
связь поддерживается синтаксическим параллелизмом не только пре-
дикативных частей, но и смежных предложений.
Заметную роль в организации синтаксического ритма «Белой
гвардии» играет явление смысловой градации. В создании смысловой
градации участвуют однородные члены. Например:
«Черные часы забили, затикали, пошли ходуном…»
[с. 28].
Градация может создаваться и с помощью осложнения формы
одного главного члена, в частности, тавтологического повтора сказу-
емого:
1. «Но
тихонько, господа, тихонько, тихонечко»
[с. 18];
2. «
Не знали, ничего не знали»
[с. 59].
Для ритмико-синтаксической организации художественной речи
весьма существенными оказываются способы включения различных
повторов в текст. Булгаков активно использует в романе «Белая гвар-
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook