Background Image
Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

А.Н. Кузнецов

2

подготовки технических переводчиков необходимо реализовать по-

тенциал гуманитарных дисциплин для формирования комплекса про-

фессионально-социально-учебной компетентности выпускника.

Методология исследования.

В условиях интенсификации учеб-

ного процесса и внедрения компетентностного подхода, предъявля-

ющего специальные требования к уровню и качеству подготовки в

системе высшего профессионального образования, необходим науч-

ный подход к реализации профессионально-компетентностного по-

тенциала гуманитарных дисциплин в вузе. Подобное исследование

позволяет, с одной стороны, выявить профессиональные компетен-

ции, формирующиеся в процессе подготовки по гуманитарным дис-

циплинам в вузе, и, с другой стороны, компетентностные возможно-

сти (потенциал) самих гуманитарных дисциплин [1, 2].

Профессионально-компетентностный потенциал дисциплины

(подготовки) сочетает различные технологии подготовки специали-

стов с точки зрения их когнитивного и операционного резерва (теза-

уруса) для формирования и развития комплекса установленных

(нормативно заданных) профессионально-социально-учебно значи-

мых компетентностей [3].

В социологии готовность личности к выполнению социальных

функций в обществе определяется совокупностью ее нравственно-

содержательных, социальных, содержательно-процессуальных и мо-

тивационных качеств. Если исходить из позиций социально-психоло-

гического подхода, критериями сформированности готовности к тру-

ду являются: 1) необходимые знания, умения и навыки; 2) отношение

к образованию и учебному труду; 3) наличие развитого, самостоя-

тельного, творческого мышления; 4) понимание задач, которые ста-

вит перед личностью социум; 5) осознание мотивов своей деятельно-

сти, четкое понимание своих интересов, склонностей, способностей,

возможностей; 6) корреляция личных и общественных целей. Как

видно, готовность личности к активной трудовой жизни выражена

через систему качеств, необходимых для выполнения производ-

ственных и общественных функций.

Другими словами, готовность студентов к профессиональной дея-

тельности обусловлена потребностью общества в специалистах, кото-

рые стремятся к активному участию в научно-техническом прогрессе,

добиваются самосовершенствования в области производственной дея-

тельности, нуждаются в непрерывном обновлении, расширении про-

фессиональных знаний, кроме того, имеют высокий уровень профес-

сиональной подготовки, навыки решения производственных задач,

способны к длительному волевому напряжению в разнообразных

условиях деятельности.

Известно, что развитие языковых компетенций сопровождается

развитием когнитивных способностей в целом, что, безусловно, вно-

сит вклад в становление комплекса профессиональных компетентно-