Феномен национал-социализма - page 4

Л.В. Мокшанцев
4
понятий еще не было), а как последователей иудейской религии.
Поль Гольбах одним из первых попытался исследовать причины го-
нений на евреев. Он пришел к убеждению, что корень их бед нахо-
дится в их религии. Провозгласив себя «богоизбранным народом» и
проповедуя нетерпимость к другим верованиям, они пали жертвой
собственных религиозных догм, успешно усвоенных христианами.
Отсюда напрашивался вывод в духе гуманизма о необходимости ис-
коренения религиозных догм, несущих людям только зло и страда-
ния. Таким образом, Гольбах не оставлял ни малейшего оправдания
для преследования евреев, а равно и любой другой нации. Но это не
могло устроить патологических националистов. Кроме того, в XIX в.,
ввиду падения авторитета религии, оправдывать свою ненависть к
«чужим» религиозным воззрениям стало уж как-то несерьезно. Воз-
никла потребность в научных аргументах, и они вскоре, конечно, по-
явились.
Профессор истории Берлинского университета Генрих фон
Трейчке «напал» на евреев за то, что они отказываются ассимилиро-
ваться с немецким обществом и его культурой, за их стремление со-
здать «гибридную культуру», за беспрерывный приток еврейских
иммигрантов из Польши. Это он впервые выдвинул лозунг «евреи —
наше несчастье», ставший при Гитлере девизом нацистов. В то же
время появился ряд публикаций, рассматривающих евреев с расист-
ской точки зрения. Самой резкой из них была книга Евгения Дюрин-
га, известного оппонента Маркса и Энгельса. Он не только порицал
различные черты еврейской расы, но и попытался дать научное объ-
яснение употреблению евреями христианской крови, начало которого
он возводил к принятым у древних иудеев человеческим жертвопри-
ношениям. Сохранение этого обычая, по мнению Дюринга, объясня-
ется стремлением еврейских главарей связать круговой порукой каж-
дого еврея путем участия во всенародном преступлении.
Однако наиболее сильное влияние на мировоззрение немцев ока-
зали работы Жозефа Артюра де Гобино и Хьюстона Стюарта
Чемберлена. Последний соединил германство с концепцией исконно-
го неравенства рас, их деления на «полноценные» и «неполноцен-
ные», а также с идеей борьбы «благородных» рас против «неполно-
ценных» как содержания всемирной истории.
Второй
источник национал-социалистических воззрений — тра-
диция антилиберализма, издавна существовавшая в Германии. Либе-
ральное направление в политике и идейной жизни подвергалось там
беспрерывным нападкам на протяжении всего XIX в. Сначала они
шли со стороны феодальных критиков капитализма, затем их про-
должили представители правоконсервативных кругов германской
буржуазии. Им не нравилось превращение верноподданного обыва-
теля в самостоятельную личность, которая обладает всеми необхо-
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook