Эволюция и экология мироздания: анализ моделей - page 7

Эволюция и экология мироздания: анализ моделей
7
ством приводит к тому, что жизнь может возникнуть только из живой
материи, следовательно, земная жизнь была занесена из космоса, а не
зародилась непосредственно на Земле. Тем не менее, Вернадский
признавал, что окончательное решение по этому вопросу еще далеко
от завершения.
Можно сказать, что учение Вернадского о биосфере подразуме-
вает неразрывное единство живой и неживой материи, что обуслов-
ливает положение человека в этой геологической оболочке, но меха-
низм взаимодействия остается вне поля интересов ученого. Человек
как часть природы, а не как внешний наблюдатель, включен в био-
сферу и преобразовывает ее при помощи научного знания в ноосфе-
ру. Ноосфера возникает у него не над биосферой, а внутри нее, соот-
ветственно, биосфера полностью переходит в ноосферу [22, с. 253].
Наука при этом всецело является частью природы, она едина; между
различными ее направлениями не может быть противоречий; гумани-
тарное знание ориентируется на знания точных наук. Такое целост-
ное понимание окружающей действительности подразумевает созда-
ние комплексных наук, одной из которых является биогеохимия. Но
и здесь Вернадский признавал, что, хотя биогеохимия своими корня-
ми выходит далеко за пределы планеты, явления жизни изучаются ею
лишь в аспекте атомов [23, с. 31]. Мысль ученого о том, что жизнь
представляет собой изначальное свойство биосферы в целом, подво-
дит к вопросу об условиях возникновения биосферы как космическо-
го явления.
В отличие от русских мыслителей, к единению естествоиспыта-
телей с богословскими представлениями на эволюционное, космиче-
ское значение вочеловечения бога во Христе, к эволюции к Богу при-
зывал Тейяр де Шарден (1881–1955) [24, с. 37]. Будучи крупным гео-
логом и палеонтологом, он находился под сильным влиянием
интуитивистской философии Анри Бергсона (1859–1941) и его пред-
ставлений о творческой эволюции (жизненном порыве). С точки зре-
ния Тейяра, сам человек еще не достиг совершенства. Он — суще-
ство, пребывающее в становлении: вочеловечение, антропогенез еще
не завершены. Оно ведет к христогенезу, а затем к его будущей пол-
ноте (плероме) в точке Омега. «Я верую, — писал он, — что Вселен-
ная есть Эволюция, которая движется к Духу, а Дух завершается в
личности, высшая личность — Всемирный Христос» [25, с. 125].
Подобные мотивы мы находим в работах П.А. Флоренского
(1880–1937), который считал, что важнейшим мировым законом яв-
ляется закон возрастания энтропии — спонтанное стремление к Хри-
сту во всех областях мироздания. При этом он подмечает, что XIX в.
сформулировал эволюционный строй мысли, согласно которому не-
прерывность изменений имеет предпосылкой отсутствие формы.
Между тем электрические и магнитные поля, даже явления механи-
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,...17
Powered by FlippingBook