Социально-экономическая дифференциация общества в цифровую эпоху: нетократия - вымысел или реальность? - page 3

Социально-экономическая дифференциация общества в цифровую эпоху …
3
связи потребовалось превращение осмысленных знаний об информа-
ции и ее содержании в письменную форму, придавшую записям свое-
образную силу документа. Наконец, эволюция и прогресс продолжи-
лись в том, что для записи и провозглашения информации
потребовалось образование, т. е. формирование у людей навыка напи-
сания текста, способности его прочтения, а также навыков оповеще-
ния, провозглашения, своеобразной трансляции сообществу сути до-
кумента.
В древние эпохи первой формой письменного документа как мате-
риализованного средства коммуникативного информирования сооб-
щества служили глиняные таблички с клинописными или иными сим-
волами записи. Их содержание в качестве информационного
материала было многообразно по значимости. Они изменялись в зави-
симости от «географии», климата, намерений сословных иерархий и
иных условий существования человеческих сообществ. Родиной пер-
вых представителей глиняных табличек с записями была Месопота-
мия; все еще не прочитаны записи на «круге Феста» с греческого ост-
рова Крит. На территории Древней Руси существовали так называемые
берестяные грамоты и иные формы «информативно-коммуника-
тивных» средств передачи сведений в сообществе. Древние документы
чаще всего сообщали о правах элиты социального сообщества и обя-
занностях остальных групп по их соблюдению.
Книга как информационно-коммуникативное средство в сослов-
ном обществе. Существование письменных форм документов как
средства информационно-коммуникативного общения в сообществе
ускорило эволюцию и совершенствовало человеческую цивилиза-
цию. Существо эволюции и ее закономерности заключаются в
усложнении целей коммуникативного информирования и совершен-
ствовании средств «трансляции» сообществу их содержания. После-
дующий процесс эволюции в этой области — переход к письменно-
бумажной форме записи информации. Эпохи и «география» эволю-
ционных процессов могли не совпадать, поскольку бумага впервые
создана в Китае, а ее использование в форме информационно-
коммуникативного материала — в более поздние эпохи и в иных ре-
гионах. Началом оказался средневековый период создания рукопис-
ных книг религиозного содержания. В последующие периоды бу-
мажная книга, издаваемая с особым тщанием и драгоценным
обрамлением, приобрела статус сокровища, поскольку содержала в
себе накопленные, ценные и не для всех доступные знания. Именно
эти свойства книги способствовали, во-первых, ее распространению в
состоятельных социальных сословиях; во-вторых, стремление к усво-
ению записанного в книге знания способствовало ускоренному рас-
пространению образования, обучения способности к прочтению
книжного текста. Содержание книжного текста постепенно менялось:
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...22
Powered by FlippingBook