Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации с учетом исторического опыта Западной Европы и США - page 4

Т.И. Кузнецова
4
ковской системы и законодательно установить систему сдержек и
противовесов против превышения властных полномочий одного
субъекта управления банковской системой, что представляется на
современном этапе крайне важным. Кроме того, произойдет разделе-
ние функций государственного управления и самоуправления в бан-
ковской системе России, что позволит лучше обеспечить ее само-
управляемость и саморегулируемость.
Реализация идеи превращения системы Центрального банка Рос-
сийской Федерации в Федеральную банковскую систему России
прежде всего связана с изъятием и передачей другим субъектам ряда
выполняемых этим банком функций государственного управления.
Так, регистрация банков, лицензирование банковской деятельности,
осуществление контрольно-надзорных функций и нормотворчество
представляют собой формы реализации интересов в банковской сфе-
ре, обеспечивающие ее стабильность [1, с. 124].
В подавляющем большинстве зарубежных стран эти функции ре-
ализуются не центральными банками, а специальными государствен-
ными органами. Например, в
Германии
лицензирование банковской
деятельности выполняется Федеральным ведомством по контролю за
кредитным делом — самостоятельным федеральным органом, под-
чиненным федеральному министру финансов. В Германии существу-
ет также развитая система банковского надзора, в рамках которой
Бундесбанк разделяет обязанности по контролю и надзору за ком-
мерческими банками с Федеральным ведомством надзора за кредит-
ной системой (ФВНКС), которое располагается в Берлине и осу-
ществляет государственный надзор за всеми кредитными учреждени-
ями. Ведомство является самостоятельным федеральным верховным
органом, который подчиняется указаниям федерального министра
финансов. Президент ведомства назначается президентом Германии
по предложению федерального правительства, которое должно пред-
варительно выслушать и мнение представителя Дойче Бундесбанка.
ФВНКС осуществляет надзор за более чем 4 000 кредитными учре-
ждениями. Деятельность подавляющего большинства их характери-
зуется как стабильная.
В своей деятельности ФВНКС опирается на профессиональные
структуры, в числе которых Ассоциация немецких банков, Ассоциа-
ция ипотечных банков, Ассоциация банков для судостроения. В Гер-
мании функционируют ассоциации и других банковских форм.
Во
Франции
довольно высок уровень централизации властных
полномочий. При каждом из филиалов Банка Франции работает со-
ответствующий консультативный совет, состоящий из 6, а иногда из
17 человек (в зависимости от размера филиала), включающий из-
вестных предпринимателей. Назначает членов консультативных со-
ветов филиалов Генеральный совет по рекомендации управляющего
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook