Системный подход к подготовке квалификационных работ в техническом вузе - page 3

Системный подход к подготовке квалификационных работ в техническом вузе
3
В зависимости от уровня подготовки студента-дипломника и ха-
рактера выполняемой работы (магистерская диссертация, дипломная
работа, проект) участие руководителя в исследовательской деятельно-
сти варьируется в диапазоне 10…30 %, достигая в некоторых случаях
50 % (в среднем). Наибольшая степень участия руководителя (до 70 %)
предполагается на этапах 1, 2, 7, снижаясь до 5…10% для этапов 4–6.
Обоснование актуальности работы
— начальный этап любого
исследования. В реальных условиях подготовки изделий к производ-
ству актуальность задачи определяется подразделениями стратегиче-
ского и технологического планирования, тогда как в рамках выпол-
нения квалификационной работы автор должен продемонстрировать
способность выбора темы и ее оценки с точки зрения своевременно-
сти и социальной значимости, что характеризует его научную зре-
лость и профессиональную подготовленность. Оценка актуальности
напрямую связана с формулировкой проблемной ситуации, что пред-
полагает наличие кругозора в данной научной области наряду со зна-
нием доступных на современном этапе методов решения задачи.
Первым этапом инженерного проектирования как такового явля-
ется четкое
определение цели и конкретных задач,
необходимых для
ее достижения. В условиях подготовки квалификационной работы
студента цели и задачи исследования, как правило, формулируются
научным руководителем и фиксируются в регламентированных до-
кументах — задании на выполнение работы, сопровождаемом кален-
дарным планом. В случае если задача сформулирована преподавате-
лем, студенты получают возможность уделить больше времени раз-
работке конкретных технических решений, подготовке и проведению
экспериментов, моделированию и т. п. Тем не менее процесс участия
студента в подготовке технического задания не может быть недооце-
нен; здесь целесообразно принимать во внимание пожелания и пред-
ложения студентов, как правило, имеющих некоторый опыт работы
вне университета и владеющих современными информационными
технологиями, вплоть до самостоятельного выбора направления ис-
следований (естественно, в рамках специализации выпускающей ка-
федры). В этом случае работа может перейти на новый уровень акту-
альности и научной новизны.
В целом назначение
этапа определения цели и основных задач
работы
состоит в том, чтобы перейти от неопределенных общих по-
ложений к конкретным вопросам, на которые можно получить ответ
посредством
инженерного анализа
[1].
Концепция инженерного анализа.
Основные этапы проведения
научного исследования в технических областях ассоциируются с
процедурой инженерного анализа (рис. 2), основная концепция кото-
рого предполагает получение приемлемых решений за адекватное
время. Кроме того, «правильное» решение задачи «правильным» ме-
1,2 4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook