Социальное партнерство и модернизация России - page 5

Cоциальное партнерство и модернизация России
5
главным методом взаимодействия профсоюзов с органами государ-
ственной власти и объединениями предпринимателей.
Однако созданная в России система социального партнерства по-
ка не оправдывает возложенные на нее надежды. Она оказалась гро-
моздкой, неэффективной и не приспособленной к российским реали-
ям. В настоящее время заложена лишь основа всей системы — РТК
(Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-
трудовых отношений), призванная «устанавливать общие принципы
согласованного проведения социально-экономической политики с
учетом интересов трех действующих в производственно-экономичес-
кой, трудовой и общественной сфере сторон: государства, наемных
работников и работодателей» [5, c. 193]. На практике имеющиеся от-
дельные элементы партнерства в тех или иных производственных
звеньях и на различных уровнях народного хозяйства разрознены и
зачастую не вписываются в механизм хозяйственного управления.
Показали свою неэффективность и действующие правовые механиз-
мы по регулированию конфликтов. Предусмотренные законом при-
мирительные процедуры были громоздки и имели длительные сроки
проведения, что приводило лишь к затягиванию конфликтов. По дан-
ным обследования трудовых отношений, проведенного Институтом
экономики РАН в 2004 году, почти половина конфликтов работников
с работодателями осталась неразрешенной, а еще примерно пятая
часть имела результатом увольнение работников. Такая ситуация ве-
дет к уменьшению общего числа открытых конфликтов, которые, од-
нако, продолжают существовать в скрытом виде. Работники не
склонны открыто отстаивать свои интересы, так как не верят, что им
удастся добиться успеха. «Трехсторонняя комиссия — иллюзия, если
смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллю-
зия, если смотреть на процесс» [3, c. 72].
Основной причиной провалов политики социального партнерства
является неготовность субъектов трудовых отношений к социально-
му диалогу.
Профсоюзы.
Существовавшая ранее система «приучила» к тому,
что все основные гарантии в трудовой сфере были зафиксированы
трудовым законодательством. В новых условиях, когда государствен-
ные гарантии предельно минимизированы, возникла необходимость
вести переговоры с администрацией по всем важнейшим вопросам,
включая оплату труда. К таким переговорам профсоюзы оказались не
готовы: им не хватало ни знаний, ни навыков. Существенные трудно-
сти были связаны также с отсутствием у профсоюзов (особенно на
уровне предприятия) необходимой производственно-экономической
информации, опыта анализа и прогнозирования финансово-эконо-
мической информации на ближайшую перспективу.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...16
Powered by FlippingBook