Семья как условие психического и социального развития личности - page 4

Ю.М. Пиканина
матери, связанная с потерей первого ребенка, нарушение психологиче-
ских границ в семье из-за большой плотности проживания. В квартире
вместе живут две семьи, бабушка с дедушкой и родители с двумя деть-
ми. У нашего первоклашки нет отдельного пространства, ему выделен
угол в комнате с сестрой, но его пространство часто нарушается. Кро-
ме того, ребенок очень сообразительный, быстро схватывает материал
и взрослые предъявляют к нему повышенные требования в учебе.
Коррекционно-развивающая работа с семьей в данном случае стро-
ится в нескольких направлениях. Непосредственно работа с ребенком
по формированию навыков саморегуляции на занятиях в минигруп-
пах. Предлагается личная психотерапия для мамы и консультация с
семейным психологом. Психолог показывает родителям новые приемы
взаимодействия с ребенком и дает им задание применять их в каждо-
дневном общении дома. Происходит не только отработка домашних
заданий, но и формируются психологические границы, повышается
уровень самосознания и саморегуляции школьника, формируется аде-
кватная самооценка, бесконфликтное общение с социумом. Глубокий
постоянный психологический контакт с ребенком в семье — это уни-
версальный ресурс для развития его личности.
Семья в коррекционно-развивающей работе выступает основным
фактором успеха. При обсуждении выполнения заданий в процессе
консультирования психолог обращает особое внимание на разделение
ответственности между всеми участниками, посещаемость и отработ-
ку рекомендаций. От того, как грамотно расставляются границы взаи-
модействия между семьей и специалистом, зависит результативность
работы, что позволит избежать неприятностей и претензий. Думается,
коллеги согласятся, что в последнее время возросла необходимость
протоколирования совместных консилиумов, т. к. успехи ребенка ча-
сто не замечаются или приписываются другим, авторитет психолога
ставится под сомнение.
В начале каждой последующей консультации психолог собирает
информацию за истекший период: собственные наблюдения за дина-
микой ребенка во время занятий, отзывы педагогов, мнение родителей,
какие рекомендации, на их взгляд, удалось выполнить, какие нет, и в
чем они видят причины. В обсуждении причин невыполнения заданий
специалист сможет увидеть «истинную причину» — сопротивление се-
мейной системы [3]. Рассмотрим виды сопротивления, возникающие
у родителей. В табл. 1 представлены некоторые примеры.
Внешними проявлениями сопротивления могут быть пропуски,
опоздания, споры во время занятий.
В основе сопротивления лежит личностная неготовность клиента
к работе:
4
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook