Семья как условие психического и социального развития личности - page 3

Семья как условие психического и социального развития личности
1. Обсуждение выполнения домашних заданий.
2. Коррекционное воздействие по программе.
3. Завершение занятия с выдачей заданий и рекомендаций на сле-
дующую встречу.
В начале работы психолог собирает необходимую информацию.
Например, поступил запрос от учителя: первоклассник плохо ведет
себя на уроке — вскакивает, вскрикивает. С этим запросом можно
поработать поверхностно: поговорить с ребенком — прочитать ему
правила поведения. Побеседовать с родителями — привлечь их внима-
ние к проблеме. Если педагогические методы не сработали — ребенок
продолжает вскакивать — необходимо собрать более полную инфор-
мацию: наблюдать, на каких уроках это происходит, если не зависит
от урока, то в какое время дня, как ведет себя школьник во время
перемен. На консультации с родителями собрать данные по развитию
ребенка в раннем детстве, поведению ребенка в семье, его реакции на
разные виды деятельности, эмоциональные особенности. Когда перед
психологом выстроится полная картина наблюдений, можно выдви-
гать гипотезы о причинах возникновения запроса. В данном случае
можно выдвинуть ряд гипотез, например, ребенок имеет проблемы
с саморегуляцией, психофизиологического характера. Возможно, не
сформирована учебная мотивация, имеется некоторая степень педаго-
гической запущенности или недостатки семейного воспитания, свя-
занные с несформированностью психологических границ.
Для уточнения гипотезы о причинах возникших трудностей соби-
рается дальнейшая информация с помощью диагностических методов.
Психолог в зависимости от своей специализации сам выбирает диагно-
стические методики. Для дошкольников и учеников начальной школы
наиболее информативна нейропсихологическая диагностика [4, 10].
Диагностика проводится в присутствии родителей в течении 1,5–2 ч.
В ходе работы психолог наблюдает за фоновыми и регуляторными
компонентами учебной деятельности:
работоспособностью;
утомляемостью, темпом деятельности;
особенностями развития познавательных процессов;
взаимодействием в диаде ребенок–взрослый.
В процессе диагностики выясняется, что есть сразу несколько на-
правлений, которые между собой объединены одним фактором риска,
но приступать к решению, по усмотрению специалиста, можно сразу
комплексно или поэтапно, постепенно подключая всю систему.
Вернемся к нашему примеру первоклассника с «плохим поведени-
ем». В анамнезе у ребенка стоит минимальная мозговая дисфункция,
синдром гиперактивности. В семейной системе есть психотравма у
3
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook