Семья как условие психического и социального развития личности - page 2

Ю.М. Пиканина
В данной статье отражается многолетний опыт консультирования
семей с детьми школьного возраста. Проработав психологом в системе
общего образования больше 10 лет, хочется поделиться своими наблю-
дениями и выводами. Все нерешенные в семье вопросы проявляются,
когда ребенок выходит из семьи в социум. Это подтверждается работа-
ми ведущих российских психологов А.М. Прихожана, Г.А. Цукермана,
А.С. Спиваковского [5, 6, 11] и многих других. Взаимодействие шко-
лы и семьи ввопросах воспитания ребенка в настоящее время оста-
ется актуальной темой, т. к. не всегда удается наладить эффективное
сотрудничество между родителями и педагогами. Это довольно боль-
шая проблема, ведь учеба и школьная жизнь продолжаются от 9 до
11 лет, и все это время осуществляется влияние школы на ребенка.
Это влияние, несомненно, должно быть в сочетании с воспитанием в
семье. Поэтому так сильна потребность в объединении усилий школы
и семьи для развития детей.
Цель работы
: раскрыть приемы психологического консультирова-
ния семьи с целью формирования внутри семейной системы осознан-
ного и ответственного отношения к развитию личности ребенка.
Задачи работы
1. Сделать обзор психотерапевтических подходов и стратегий, при-
меняемых в психологическом консультировании семей, обраща-
ющихся по вопросам обучения и поведения детей.
2. Разобрать этапы консультирования с практическим применением
определенных техник консультирования и диагностирования.
Данная статья поможет коллегам, работающим в этой области, рас-
ширить и обобщить свои представления о работе с семьей.
Работа психолога с семьей начинается с первичной консультации,
на которой происходит следующее.
1. Установление контакта с семьей.
2. Сбор информации, уточнение проблемы.
3. Формулирование и проверка гипотезы о причинах возникнове-
ния проблемы, проведение необходимой диагностики.
4. Соглашение о сотрудничестве с семьей, регулярности встреч и
создании необходимых условий для работы с ребенком.
Установление контакта с семьей является важным условием эф-
фективной работы психолога. Опытный психолог грамотно создает
благоприятную среду для работы с семьей, атмосферу взаимопонима-
ния и доверия. Некоторые широко известные практические приемы
будут описаны в этой статье.
После установления контакта с семьей психолог приступает к
коррекционно-развивающей работе. Консультация в общем виде со-
стоит из следующих этапов.
2
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook